Консультационный кабинет

1. За счет чего формируются доходы местного бюджета?

Доходы местных бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных и безвозвратных перечислений.

Что касается неналоговых доходов, то в местные бюджеты после уплаты налогов и сборов в полном объеме поступают:

- доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности;

- доходы от платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями.

В доходы местных бюджетов поступают также субвенции:

- ассигнования на осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления;

- ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших по решению органов государственной власти;

- другие неналоговые доходы.

До разграничения государственной собственности на землю в местный бюджет в полном объеме поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных в муниципальных образованиях и предназначенных для жилищного строительства.

К неналоговым доходам местных бюджетов относится и часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей — в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.

К налоговым доходам местных бюджетов относятся:

- собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов;

- отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, передаваемые местным бюджетам Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации. К таким налогам относятся налог на доходы физических лиц, единый налог на вмененный доход и единый сельскохозяйственный налог;

- государственная пошлина, за исключением государственной пошлины, зачисляемой согласно нормам Налогового кодекса Российской Федерации в доходы федерального бюджета.

Доходы от местных налогов и сборов зачисляются в бюджеты муниципальных образований по налоговым ставкам, которые устанавливаются решениями представительных органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления могут в рамках прав, предоставленных федеральным законодательством, вводить местные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним, а также предоставлять льготы по их уплате.

Кроме того, органы местного самоуправления могут предоставлять налогоплательщикам налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и сборов в местные бюджеты в пределах лимитов, которые также определяются правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете.

Следует отметить, что доходы местных бюджетов могут быть переданы бюджетам других уровней по ставкам, определяемым правовыми актами органов местного самоуправления.

В качестве еще одного из источников муниципальных доходов Федеральный закон выделяет средства самообложения граждан. Под средствами самообложения понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения, Размер платежей устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования. Для отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30% от общего числа жителей, размер платежей может быть уменьшен. При этом вопросы введения и использования таких платежей граждан решаются на местном референдуме или сходе граждан.


2. Темпы приватизации муниципального имущества вызовут целый ряд неблагоприятных последствий для муниципальных образований.

Во-первых, из-за обременения многих приватизируемых объектов долгосрочными договорами аренды и одновременного появления на рынке большого количества объектов недвижимости цены на приватизируемое имущество будут снижены. Следовательно, в результате сокращенных сроков приватизации местные бюджеты получат значительно меньше средств.

Во-вторых, многие арендаторы вложили существенные средства в реконструкцию объектов муниципальной собственности, увеличив их инвестиционную привлекательность, рассчитывая на долгосрочные арендные отношения. Интересы таких лиц при смене собственника могут пострадать, что не способствует ни развитию малого и среднего бизнеса, ни укреплению доверия бизнеса к власти.

 

В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в статьи 83 и 85 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» и в статью 7 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах» № 129-ФЗ от 12 октября 2005 г. (далее – ФЗ № 129-ФЗ) органы местного самоуправления до 1 января 2008 года обеспечивают безвозмездную передачу в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации находящегося на день вступления в силу настоящей главы в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Данное положение относится к имуществу, не соответствующему требованиям статьи 50 ФЗ № 131-ФЗ. В противном случае данное имущество должно быть отчуждено или перепрофилировано.

При этом перераспределение имущества производится в соответствии с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, установленным ФЗ № 131-ФЗ, другими федеральными законами, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (часть 11 статьи 85 ФЗ № 131-ФЗ).

Кроме того, безвозмездная передача в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, осуществляется только по тем видам имущества, которые предназначены для решения вопросов местного значения (пункт 3 части 1, пункт 3 части 7 статьи 85ФЗ № 131-ФЗ).

При этом следует учитывать, что до 1 января 2008 года до регистрации права собственности на указанное имущество федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе безвозмездно использовать указанное имущество для исполнения полномочий по предметам ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Однако после 1 января 2008 г. в собственности муниципальных образований может оказаться и имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, но не соответствующее требованиям частей 2 и 3 статьи 50 ФЗ № 131-ФЗ в связи с тем, что решение ряда вопросов местного значения предусматривается без наличия соответствующего имущества. В частности, к вопросам местного значения поселений и муниципальных районов, для решения которых не предусматривается соответствующего муниципального имущества, относится создание условий для обеспечения жителей поселений услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания (пункт 10 части 1 статьи 14 и пункт 18 части 1 статьи 15 ФЗ № 131-ФЗ). Предоставление услуг населению в указанных сферах осуществляется в основном организациями различных организационно-правовых форм, не находящимися в собственности муниципальных образований.

Кроме того, указанные услуги оказывают населению муниципальные предприятия и учреждения, за которыми муниципальное имущество закрепляется во владение, пользование или распоряжение (часть 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Органы местного самоуправления, являясь собственниками муниципального имущества, могут осуществлять передачу имущества вышеназванных муниципальных предприятий и учреждений во временное пользование (в аренду) физическим и юридическим лицам (статья 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 2 статьи 51ФЗ № 131-ФЗ).

Однако в период с 1 января 2006 г. по 1 января 2008 г. относительно муниципальных предприятий и учреждений, осуществляющих обеспечение жителей поселений услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, необходимо применение процедур приватизации (на основании частей 2 и 3 статьи 50 и пункта 4 части 8 статьи 85ФЗ № 131-ФЗ), так как применение процедур перепрофилирования (сохранение их в собственности муниципальных образований, но использование для решения других вопросов местного значения) невозможно ввиду отнесения предоставления указанных услуг к вопросам местного значения и их важности для населения.

Уменьшение арендной платы, поступающей в местные бюджеты в результате передачи имущества муниципальных предприятий и учреждений в аренду физическим и юридическим лицам, после приватизации указанных объектов может быть частично компенсировано за счет получения доходов от деятельности хозяйственных обществ, в которые могут быть преобразованы эти муниципальные предприятия и учреждения и в создании которых имеют право участвовать органы местного самоуправления (абзац 1 части 4 статьи 51ФЗ № 131-ФЗ).

Кроме того, в целях увеличения доходной части местных бюджетов, а также для обеспечения преимуществ юридическим и физическим лицам, вложившим значительные средства в реконструкцию арендуемых объектов муниципальной собственности, могут применяться нормы части 12 статьи 43 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ " О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее – ФЗ № 178-ФЗ). В соответствии с указанными нормами в случае заключения договора аренды с правом выкупа до вступления в силу вышеназванного Федерального закона (до 21 декабря 2001г.) выкуп государственного и муниципального имущества осуществляется на основании заявления арендатора такого имущества, в частности, в сроки, установленные договором аренды с правом выкупа, если в нем содержатся условия о размере выкупа, сроках и порядке его внесения.

Одновременно с вышеприведенными мерами по компенсации уменьшения неналоговых доходов (включая арендную плату) местных бюджетов, необходимо принимать меры по развитию налоговой базы, используя такие элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов (абзац 5 части 4 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации).

Относительно снижения цен на приватизируемое имущество в результате сокращенных сроков приватизации. В соответствии со статьей 10 ФЗ № 178-ФЗ необходимо планирование приватизации муниципального имущества и предоставление информации о результатах приватизации за прошедший год в Правительство Российской Федерации или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно не позднее 1 марта. То есть процесс приватизации должен быть запланирован и его последствия должны найти отражение в проекте местного бюджета. Кроме того, приватизация муниципального имущества может осуществляться не только посредством продажи его на аукционе, конкурсе, но и путем преобразования муниципального предприятия в открытое акционерное общество или внесения муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ (пункты 1, 9 части 1 статьи 13 ФЗ № 178-ФЗ. Применение указанных способов приватизации муниципального имущества не противоречит ФЗ № 131-ФЗ (абзац 1 части 4 статьи 51) и будет препятствовать снижению цен на приватизируемое муниципальное имущество в результате роста числа предложений о его покупке.

 

3. Какие налоги полностью закреплены за местными бюджетами?

 

В Российской Федерации согласно статье 12 Налогового кодекса Российской Федерации действуют федеральные, региональные и местные налоги и сборы.

Местные налоги устанавливаются, вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Представительными органами муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Согласно статье 15 Налогового кодекса Российской Федерации к местным налогам относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц. Они полностью зачисляются в местный бюджет.

Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки, а также порядок и сроки уплаты налога. Налоговые ставки могут разниться в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка. Пределы этих налоговых ставок в отношении различных категорий земель определены статьей 394 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговым периодом, то есть периодом, за который необходимо уплачивать налог, является календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков организаций и индивидуальных предпринимателей — признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. При этом представительный орган муниципального образования вправе не устанавливать отчетный период.

При установлении налога могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. Кроме того, статьей 395 Налогового кодекса Российской Федерации определен перечень организаций и физических лиц, которые освобождаются от налогообложения.

Плательщиками налога на имущество физических лиц являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на территории Российской Федерации в собственности имущество, признаваемое Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» объектом налогообложения.

Объектами налогообложения являются находящиеся в собственности физических лиц жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

Налоговой базой для исчисления налога на строения, помещения и сооружения является суммарная инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации.

Налог на строения, помещения и сооружения уплачивается ежегодно по ставкам, устанавливаемым нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. То есть ставки могут устанавливаться в зависимости от того, жилое это помещение или нежилое, используется для хозяйственных нужд или коммерческих, кирпичные, блочные или из дерева строения, помещения и сооружения и т.п.

Законодательством определены категории граждан. которые освобождаются от уплаты этого налога. К ним относятся: Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, кавалеры ордена Славы всех трех степеней; инвалиды 1 и II групп, инвалиды с детства; участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав Действующей армии, и бывших партизан; некоторые другие категории.

Налоги на имущество физических лиц зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

 

4. Какое имущество должно находиться в собственности муниципальных образований?

Эффективность местного самоуправления напрямую зависит от его обеспеченности материально-финансовыми ресурсам. Муниципальные образования должны обладать необходимыми средствами для выполнения своих задач, а также иметь право самостоятельного управления и распоряжения ими.

Поэтому в Федеральном законе записано, что экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований, то есть право самостоятельного владения, пользования и распоряжения собственностью в рамках, установленных законодательством.

Имущество муниципальных образований закон делит на три категории. В основе этого деления цель использования имущества. Прежде всего, это имущество, необходимое для решения вопросов местного значения. Если органам местного самоуправления переданы отдельные государственные полномочия, то вместе с ними должно быть передано государственное имущество, которое необходимо для их исполнения (второй вид муниципальной собственности).

Третий вид муниципальной собственности - имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления, муниципальных служащих и работников муниципальных предприятий. Следует отметить, что муниципальное имущество не может использоваться в коммерческих целях, то есть для извлечения прибыли.

В случае, если у муниципального образования в собственности находится имущество, которое не относится ни к одной из трех названных групп, такое имущество подлежит отчуждению или перепрофилированию, то есть передаче иным собственникам в порядке, установленном федеральным законодательством.

Основополагающий подход при формировании муниципальной собственности — соответствие перечня муниципального имущества и перечня вопросов местного значения.

То есть имущество поселения предназначено непосредственно для решения вопросов населения, проживающего в конкретном поселении, а имущество муниципальных районов предназначается для использования его в нуждах поселений, входящих в состав муниципального района.

 

Кроме того, органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения; участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для решения вопросов местного значения. Органы местного самоуправления напрямую могут участвовать в деятельности муниципальных предприятий и учреждений. Они имеют право определять цели и порядок их деятельности предприятий, утверждать их уставы, заслушивать отчеты об их деятельности, назначать и освобождать от должности руководителей.

Органы местного самоуправления обязаны вести реестр муниципальной собственности, который позволяет систематизировать и накапливать сведения обо всех предприятиях и учреждениях, использующих муниципальное имущество, а также сведения о других объектах муниципальной собственности (объектах нежилого фонда, незавершенного строительства и т.д.).

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.


5. Как управлять имуществом муниципального образования?

 

Чтобы управлять имуществом, надо знать, сколько его, в каком оно состоянии, в чьем пользовании или распоряжении оно находится, достаточно ли его для жизнеобеспечения местного населения в соответствии с социальными нормами.

Политика органов местного самоуправления должна быть направлена как на максимально эффективное использование собственного имущества, так максимально полное включение частной собственности и иных частных ресурсов для решения экономических и социальных проблем своей территории.

В связи с этим, помимо реестра собственности, органы местного самоуправления должны вести паспорт муниципального образования, раскрывающий полную картину имеющихся в муниципальном образовании ресурсов (материальных, финансовых, трудовых, рекреационных и т.д.). Содержание типового паспорта муниципального образования см. в приложении №5.

Комплексная программа социально-экономического развития муниципального образования — это документ, включающий в себя концепцию, стратегический, долгосрочный, среднесрочный и годовой планы социально-экономического развития муниципального образования, план основных шагов по реализации плановых решений, порядок и сроки актуализации планов.

Иными словами — это прогнозно-плановый документ, формулирующий и увязывающий по срокам, финансовым, трудовым, материальным и иным ресурсам реализацию стратегических приоритетов муниципального образования, а также текущую деятельность его экономического и социального секторов, обеспечивающую сбалансированное, устойчивое развитие муниципального района, городского округа, городского и сельского поселения.

Стратегический план социально-экономического развития муниципального района, городского округа — краткий планово-прогнозный документ, включающий в себя:

— стратегические цели и задачи по обеспечению конкурентоспособности муниципального образования в основных областях в сферах экономической и социальной жизни на прогнозируемый период;

— соглашения, формализующие общественное согласие и стратегическое партнерство гражданского сообщества, бизнеса и власти в части реализации приоритетных функций муниципального образования на весь плановый период независимо от процессов ротации во властных структурах муниципального образования;

— систему мер, проектов, выполнение которых должно обеспечить создание благоприятных условий для реализации приоритетных функций муниципального образования;

- сценарии развития инвестиционных и инновационных проектов, этапы реализации проектов и ресурсы, необходимые для достижения сформулированных в концепции стратегических целей и задач.

План социально-экономического развития муниципального района, городского округа, городского, сельского поселения — плановый документ, определяющий показатели развития конкретных видов экономической деятельности и социальной жизни муниципального образования по планируемым этапам, описывающий механизмы реализации каждого из плановых этапов их конкретных участников и необходимые для достижения запланированных целей и задач ресурсы.

Различают три вида подобных планов, являющихся взаимосвязанными разделам и комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований:

— краткосрочный (текущий, годовой) план — совпадающий по срокам с бюджетным годом;

— среднесрочный план, совпадающий со сроком действия полномочий представительного органа муниципального образования;

— долгосрочный план — составляемый на срок полномочий не менее двух созывов органов представительной власти.

Так как реализация Федерального закона находится в начальной стадии, органам местного самоуправления будет необходимо время — переходный период, направленный на подготовку кадров, наработку реального опыта территориального планирования и синхронизацию работы всех органов территориального управления по разработке, внедрению и реализации комплексных программ муниципальных образований, одновременно с аналогичными программами субъектов Российской Федерации (республик, краёв, областей, автономных округов).

В переходный период — период становления органов местного самоуправления - для второго уровня муниципальных образований (городских и сельских поселений) целесообразно:

— на первом этапе, в четвертом квартале 2005 года, ограничиться формированием прогнозов социально-экономического развития как необходимых инструментов формирования доходных и расходных частей муниципальных бюджетов;

— на втором этапе, в первом квартале 2006 года, сформировать первый полноценный план социально-экономического развития городских и сельских поселений, как составной части годового и среднесрочного планов комплексной программы социально-экономического развития муниципальных районов и субъектов Российской Федерации;

— на третьем этапе, во втором квартале 2006 года, провести подбор, обучение специалистов и постановку задач по формированию приоритетов развития и точек роста городских, сельских поселений для включения их в долгосрочные и среднесрочные планы муниципальных районов. Одновременно завершить формирование паспортов муниципальных образований. К 1 июня 2006 года выделить в каждом субъекте Российской Федерации по базовому муниципальному району, городскому округу, сельскому и городскому поселению и приступить к работе по формированию пилотных комплексных планов социально-экономического развития муниципальных образований, с окончанием работ к 1 января 2007 года;

— на четвертом этапе, в течение 2007 года, завершить формирование комплексных планов социально-экономического развития муниципальных образований всех уровней, согласован их с аналогичными планами субъектов Российской Федерации, и установить единую дату начала их функционирования 1 января 2008 года.

Бюджет муниципального образования формируется на основе прогноза социально-экономического развития муниципального образования, который органы местного самоуправления должны подготовить и представить для рассмотрения депутатов местных советов (для муниципальных образований с числом жителей, обладающих избирательным правом, более 100 человек) или схода
граждан (для муниципальных образований с числом жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек).

 

6. Просим дать разъяснение главы 8 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" в части статьи 50 "Муниципальное имущество". В частности, в частях 2-4 данной статьи перечисляется имущество, которое может находиться в собственности муниципальных образований, предназначенное для решения установленных указанным Федеральным законом вопросов местного значения. Вызывает тревогу то, что в данных частях статьи 50 не говорится ни слова об имуществе, предназначенном для организации торговой деятельности и бытового обслуживания населения. Означает ли это, что все муниципальное, имущество, занятое в настоящее время магазинами и пунктами бытового обслуживания должно быть перепрофилировано (изменено целевое назначение имущества), либо отчуждено, как предписывает часть 5 статьи 50.

 

К вопросам местного значения муниципальных образований всех типов относится создание условий для обеспечения жителей соответствующих муниципальных образований услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания (п. 10 статьи 14, п. 18 статьи 15, п. 15 статьи 16 ФЗ № 131-ФЗ).

В соответствии с концепцией ФЗ № 131-ФЗ для решения указанных вопросов местного значения в собственности муниципальных образований должно находиться соответствующее имущество. Однако в перечне видов имущества, приведенного в статье 50 ФЗ № 131-ФЗ, данные виды имущества не предусмотрены.

В связи с этим, как правило, имущество, предназначенное для обеспечения жителей поселений (муниципальных районов, городских округов) услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания, должно быть перепрофилировано или отчуждено на основании части 5 статьи 50 вышеназванного Федерального закона.

Однако в случае, если муниципальное имущество, предназначенное для создания условий по обеспечению жителей поселений (муниципальных районов, городских округов) услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания, закрепляется за муниципальными предприятиями при необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач, в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам (в соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона от 14 ноября 2002г. № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"), указанное имущество не подлежит перепрофилированию или отчуждению.

Обусловлено это и тем, что на основании пункта 3 части 1 статьи 50 ФЗ № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, имущество, предназначенное для обеспечения деятельности работников муниципальных предприятий и учреждений.

Во всех иных случаях, когда не создаются муниципальные предприятия по обеспечению жителей поселений (муниципальных районов, городских округов) услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания по минимальным ценам, а также наличия имущества, не предназначенного для обеспечения деятельности работников муниципальных предприятий и учреждений, соответствующее муниципальное имущество подлежит перепрофилированию либо отчуждению. При этом следует иметь ввиду, что приватизация муниципального имущества, предназначенного для обеспечения жителей поселений (муниципальных районов, городских округов) услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания, приведет к повышению эффективности его использования и позволит увеличить доходную часть местных бюджетов (часть 3 статьи 51 ФЗ № 131-ФЗ).


7. Как осуществляется муниципальный заказ?

 

Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальный заказ оплачивается за счет средств местного бюджета. Размещение муниципального заказа осуществляется на конкурсной основе, за исключением случаев, когда размещение муниципального заказа осуществляется путем запроса котировок цен на товары, работы и услуги, или когда эти товары и услуги предоставляется только одним исполнителем.

Порядок формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа устанавливается уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов честного самоуправления в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Разделы
 
Консультационный кабинет
|Финансовая и экономическая основа

1. За счет чего формируются доходы местного бюджета?

Доходы местных бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных и безвозвратных перечислений.

Что касается неналоговых доходов, то в местные бюджеты после уплаты налогов и сборов в полном объеме поступают:

- доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности;

- доходы от платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями.

В доходы местных бюджетов поступают также субвенции:

- ассигнования на осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления;

- ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших по решению органов государственной власти;

- другие неналоговые доходы.

До разграничения государственной собственности на землю в местный бюджет в полном объеме поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных в муниципальных образованиях и предназначенных для жилищного строительства.

К неналоговым доходам местных бюджетов относится и часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей — в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.

К налоговым доходам местных бюджетов относятся:

- собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов;

- отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, передаваемые местным бюджетам Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации. К таким налогам относятся налог на доходы физических лиц, единый налог на вмененный доход и единый сельскохозяйственный налог;

- государственная пошлина, за исключением государственной пошлины, зачисляемой согласно нормам Налогового кодекса Российской Федерации в доходы федерального бюджета.

Доходы от местных налогов и сборов зачисляются в бюджеты муниципальных образований по налоговым ставкам, которые устанавливаются решениями представительных органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления могут в рамках прав, предоставленных федеральным законодательством, вводить местные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним, а также предоставлять льготы по их уплате.

Кроме того, органы местного самоуправления могут предоставлять налогоплательщикам налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и сборов в местные бюджеты в пределах лимитов, которые также определяются правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете.

Следует отметить, что доходы местных бюджетов могут быть переданы бюджетам других уровней по ставкам, определяемым правовыми актами органов местного самоуправления.

В качестве еще одного из источников муниципальных доходов Федеральный закон выделяет средства самообложения граждан. Под средствами самообложения понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения, Размер платежей устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования. Для отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30% от общего числа жителей, размер платежей может быть уменьшен. При этом вопросы введения и использования таких платежей граждан решаются на местном референдуме или сходе граждан.


2. Темпы приватизации муниципального имущества вызовут целый ряд неблагоприятных последствий для муниципальных образований.

Во-первых, из-за обременения многих приватизируемых объектов долгосрочными договорами аренды и одновременного появления на рынке большого количества объектов недвижимости цены на приватизируемое имущество будут снижены. Следовательно, в результате сокращенных сроков приватизации местные бюджеты получат значительно меньше средств.

Во-вторых, многие арендаторы вложили существенные средства в реконструкцию объектов муниципальной собственности, увеличив их инвестиционную привлекательность, рассчитывая на долгосрочные арендные отношения. Интересы таких лиц при смене собственника могут пострадать, что не способствует ни развитию малого и среднего бизнеса, ни укреплению доверия бизнеса к власти.

 

В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в статьи 83 и 85 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» и в статью 7 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах» № 129-ФЗ от 12 октября 2005 г. (далее – ФЗ № 129-ФЗ) органы местного самоуправления до 1 января 2008 года обеспечивают безвозмездную передачу в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации находящегося на день вступления в силу настоящей главы в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Данное положение относится к имуществу, не соответствующему требованиям статьи 50 ФЗ № 131-ФЗ. В противном случае данное имущество должно быть отчуждено или перепрофилировано.

При этом перераспределение имущества производится в соответствии с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, установленным ФЗ № 131-ФЗ, другими федеральными законами, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (часть 11 статьи 85 ФЗ № 131-ФЗ).

Кроме того, безвозмездная передача в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, осуществляется только по тем видам имущества, которые предназначены для решения вопросов местного значения (пункт 3 части 1, пункт 3 части 7 статьи 85ФЗ № 131-ФЗ).

При этом следует учитывать, что до 1 января 2008 года до регистрации права собственности на указанное имущество федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе безвозмездно использовать указанное имущество для исполнения полномочий по предметам ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Однако после 1 января 2008 г. в собственности муниципальных образований может оказаться и имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, но не соответствующее требованиям частей 2 и 3 статьи 50 ФЗ № 131-ФЗ в связи с тем, что решение ряда вопросов местного значения предусматривается без наличия соответствующего имущества. В частности, к вопросам местного значения поселений и муниципальных районов, для решения которых не предусматривается соответствующего муниципального имущества, относится создание условий для обеспечения жителей поселений услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания (пункт 10 части 1 статьи 14 и пункт 18 части 1 статьи 15 ФЗ № 131-ФЗ). Предоставление услуг населению в указанных сферах осуществляется в основном организациями различных организационно-правовых форм, не находящимися в собственности муниципальных образований.

Кроме того, указанные услуги оказывают населению муниципальные предприятия и учреждения, за которыми муниципальное имущество закрепляется во владение, пользование или распоряжение (часть 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Органы местного самоуправления, являясь собственниками муниципального имущества, могут осуществлять передачу имущества вышеназванных муниципальных предприятий и учреждений во временное пользование (в аренду) физическим и юридическим лицам (статья 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 2 статьи 51ФЗ № 131-ФЗ).

Однако в период с 1 января 2006 г. по 1 января 2008 г. относительно муниципальных предприятий и учреждений, осуществляющих обеспечение жителей поселений услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, необходимо применение процедур приватизации (на основании частей 2 и 3 статьи 50 и пункта 4 части 8 статьи 85ФЗ № 131-ФЗ), так как применение процедур перепрофилирования (сохранение их в собственности муниципальных образований, но использование для решения других вопросов местного значения) невозможно ввиду отнесения предоставления указанных услуг к вопросам местного значения и их важности для населения.

Уменьшение арендной платы, поступающей в местные бюджеты в результате передачи имущества муниципальных предприятий и учреждений в аренду физическим и юридическим лицам, после приватизации указанных объектов может быть частично компенсировано за счет получения доходов от деятельности хозяйственных обществ, в которые могут быть преобразованы эти муниципальные предприятия и учреждения и в создании которых имеют право участвовать органы местного самоуправления (абзац 1 части 4 статьи 51ФЗ № 131-ФЗ).

Кроме того, в целях увеличения доходной части местных бюджетов, а также для обеспечения преимуществ юридическим и физическим лицам, вложившим значительные средства в реконструкцию арендуемых объектов муниципальной собственности, могут применяться нормы части 12 статьи 43 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ " О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее – ФЗ № 178-ФЗ). В соответствии с указанными нормами в случае заключения договора аренды с правом выкупа до вступления в силу вышеназванного Федерального закона (до 21 декабря 2001г.) выкуп государственного и муниципального имущества осуществляется на основании заявления арендатора такого имущества, в частности, в сроки, установленные договором аренды с правом выкупа, если в нем содержатся условия о размере выкупа, сроках и порядке его внесения.

Одновременно с вышеприведенными мерами по компенсации уменьшения неналоговых доходов (включая арендную плату) местных бюджетов, необходимо принимать меры по развитию налоговой базы, используя такие элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов (абзац 5 части 4 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации).

Относительно снижения цен на приватизируемое имущество в результате сокращенных сроков приватизации. В соответствии со статьей 10 ФЗ № 178-ФЗ необходимо планирование приватизации муниципального имущества и предоставление информации о результатах приватизации за прошедший год в Правительство Российской Федерации или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно не позднее 1 марта. То есть процесс приватизации должен быть запланирован и его последствия должны найти отражение в проекте местного бюджета. Кроме того, приватизация муниципального имущества может осуществляться не только посредством продажи его на аукционе, конкурсе, но и путем преобразования муниципального предприятия в открытое акционерное общество или внесения муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ (пункты 1, 9 части 1 статьи 13 ФЗ № 178-ФЗ. Применение указанных способов приватизации муниципального имущества не противоречит ФЗ № 131-ФЗ (абзац 1 части 4 статьи 51) и будет препятствовать снижению цен на приватизируемое муниципальное имущество в результате роста числа предложений о его покупке.

 

3. Какие налоги полностью закреплены за местными бюджетами?

 

В Российской Федерации согласно статье 12 Налогового кодекса Российской Федерации действуют федеральные, региональные и местные налоги и сборы.

Местные налоги устанавливаются, вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Представительными органами муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Согласно статье 15 Налогового кодекса Российской Федерации к местным налогам относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц. Они полностью зачисляются в местный бюджет.

Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки, а также порядок и сроки уплаты налога. Налоговые ставки могут разниться в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка. Пределы этих налоговых ставок в отношении различных категорий земель определены статьей 394 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговым периодом, то есть периодом, за который необходимо уплачивать налог, является календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков организаций и индивидуальных предпринимателей — признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. При этом представительный орган муниципального образования вправе не устанавливать отчетный период.

При установлении налога могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. Кроме того, статьей 395 Налогового кодекса Российской Федерации определен перечень организаций и физических лиц, которые освобождаются от налогообложения.

Плательщиками налога на имущество физических лиц являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на территории Российской Федерации в собственности имущество, признаваемое Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» объектом налогообложения.

Объектами налогообложения являются находящиеся в собственности физических лиц жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

Налоговой базой для исчисления налога на строения, помещения и сооружения является суммарная инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации.

Налог на строения, помещения и сооружения уплачивается ежегодно по ставкам, устанавливаемым нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. То есть ставки могут устанавливаться в зависимости от того, жилое это помещение или нежилое, используется для хозяйственных нужд или коммерческих, кирпичные, блочные или из дерева строения, помещения и сооружения и т.п.

Законодательством определены категории граждан. которые освобождаются от уплаты этого налога. К ним относятся: Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, кавалеры ордена Славы всех трех степеней; инвалиды 1 и II групп, инвалиды с детства; участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав Действующей армии, и бывших партизан; некоторые другие категории.

Налоги на имущество физических лиц зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

 

4. Какое имущество должно находиться в собственности муниципальных образований?

Эффективность местного самоуправления напрямую зависит от его обеспеченности материально-финансовыми ресурсам. Муниципальные образования должны обладать необходимыми средствами для выполнения своих задач, а также иметь право самостоятельного управления и распоряжения ими.

Поэтому в Федеральном законе записано, что экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований, то есть право самостоятельного владения, пользования и распоряжения собственностью в рамках, установленных законодательством.

Имущество муниципальных образований закон делит на три категории. В основе этого деления цель использования имущества. Прежде всего, это имущество, необходимое для решения вопросов местного значения. Если органам местного самоуправления переданы отдельные государственные полномочия, то вместе с ними должно быть передано государственное имущество, которое необходимо для их исполнения (второй вид муниципальной собственности).

Третий вид муниципальной собственности - имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления, муниципальных служащих и работников муниципальных предприятий. Следует отметить, что муниципальное имущество не может использоваться в коммерческих целях, то есть для извлечения прибыли.

В случае, если у муниципального образования в собственности находится имущество, которое не относится ни к одной из трех названных групп, такое имущество подлежит отчуждению или перепрофилированию, то есть передаче иным собственникам в порядке, установленном федеральным законодательством.

Основополагающий подход при формировании муниципальной собственности — соответствие перечня муниципального имущества и перечня вопросов местного значения.

То есть имущество поселения предназначено непосредственно для решения вопросов населения, проживающего в конкретном поселении, а имущество муниципальных районов предназначается для использования его в нуждах поселений, входящих в состав муниципального района.

 

Кроме того, органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения; участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для решения вопросов местного значения. Органы местного самоуправления напрямую могут участвовать в деятельности муниципальных предприятий и учреждений. Они имеют право определять цели и порядок их деятельности предприятий, утверждать их уставы, заслушивать отчеты об их деятельности, назначать и освобождать от должности руководителей.

Органы местного самоуправления обязаны вести реестр муниципальной собственности, который позволяет систематизировать и накапливать сведения обо всех предприятиях и учреждениях, использующих муниципальное имущество, а также сведения о других объектах муниципальной собственности (объектах нежилого фонда, незавершенного строительства и т.д.).

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.


5. Как управлять имуществом муниципального образования?

 

Чтобы управлять имуществом, надо знать, сколько его, в каком оно состоянии, в чьем пользовании или распоряжении оно находится, достаточно ли его для жизнеобеспечения местного населения в соответствии с социальными нормами.

Политика органов местного самоуправления должна быть направлена как на максимально эффективное использование собственного имущества, так максимально полное включение частной собственности и иных частных ресурсов для решения экономических и социальных проблем своей территории.

В связи с этим, помимо реестра собственности, органы местного самоуправления должны вести паспорт муниципального образования, раскрывающий полную картину имеющихся в муниципальном образовании ресурсов (материальных, финансовых, трудовых, рекреационных и т.д.). Содержание типового паспорта муниципального образования см. в приложении №5.

Комплексная программа социально-экономического развития муниципального образования — это документ, включающий в себя концепцию, стратегический, долгосрочный, среднесрочный и годовой планы социально-экономического развития муниципального образования, план основных шагов по реализации плановых решений, порядок и сроки актуализации планов.

Иными словами — это прогнозно-плановый документ, формулирующий и увязывающий по срокам, финансовым, трудовым, материальным и иным ресурсам реализацию стратегических приоритетов муниципального образования, а также текущую деятельность его экономического и социального секторов, обеспечивающую сбалансированное, устойчивое развитие муниципального района, городского округа, городского и сельского поселения.

Стратегический план социально-экономического развития муниципального района, городского округа — краткий планово-прогнозный документ, включающий в себя:

— стратегические цели и задачи по обеспечению конкурентоспособности муниципального образования в основных областях в сферах экономической и социальной жизни на прогнозируемый период;

— соглашения, формализующие общественное согласие и стратегическое партнерство гражданского сообщества, бизнеса и власти в части реализации приоритетных функций муниципального образования на весь плановый период независимо от процессов ротации во властных структурах муниципального образования;

— систему мер, проектов, выполнение которых должно обеспечить создание благоприятных условий для реализации приоритетных функций муниципального образования;

- сценарии развития инвестиционных и инновационных проектов, этапы реализации проектов и ресурсы, необходимые для достижения сформулированных в концепции стратегических целей и задач.

План социально-экономического развития муниципального района, городского округа, городского, сельского поселения — плановый документ, определяющий показатели развития конкретных видов экономической деятельности и социальной жизни муниципального образования по планируемым этапам, описывающий механизмы реализации каждого из плановых этапов их конкретных участников и необходимые для достижения запланированных целей и задач ресурсы.

Различают три вида подобных планов, являющихся взаимосвязанными разделам и комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований:

— краткосрочный (текущий, годовой) план — совпадающий по срокам с бюджетным годом;

— среднесрочный план, совпадающий со сроком действия полномочий представительного органа муниципального образования;

— долгосрочный план — составляемый на срок полномочий не менее двух созывов органов представительной власти.

Так как реализация Федерального закона находится в начальной стадии, органам местного самоуправления будет необходимо время — переходный период, направленный на подготовку кадров, наработку реального опыта территориального планирования и синхронизацию работы всех органов территориального управления по разработке, внедрению и реализации комплексных программ муниципальных образований, одновременно с аналогичными программами субъектов Российской Федерации (республик, краёв, областей, автономных округов).

В переходный период — период становления органов местного самоуправления - для второго уровня муниципальных образований (городских и сельских поселений) целесообразно:

— на первом этапе, в четвертом квартале 2005 года, ограничиться формированием прогнозов социально-экономического развития как необходимых инструментов формирования доходных и расходных частей муниципальных бюджетов;

— на втором этапе, в первом квартале 2006 года, сформировать первый полноценный план социально-экономического развития городских и сельских поселений, как составной части годового и среднесрочного планов комплексной программы социально-экономического развития муниципальных районов и субъектов Российской Федерации;

— на третьем этапе, во втором квартале 2006 года, провести подбор, обучение специалистов и постановку задач по формированию приоритетов развития и точек роста городских, сельских поселений для включения их в долгосрочные и среднесрочные планы муниципальных районов. Одновременно завершить формирование паспортов муниципальных образований. К 1 июня 2006 года выделить в каждом субъекте Российской Федерации по базовому муниципальному району, городскому округу, сельскому и городскому поселению и приступить к работе по формированию пилотных комплексных планов социально-экономического развития муниципальных образований, с окончанием работ к 1 января 2007 года;

— на четвертом этапе, в течение 2007 года, завершить формирование комплексных планов социально-экономического развития муниципальных образований всех уровней, согласован их с аналогичными планами субъектов Российской Федерации, и установить единую дату начала их функционирования 1 января 2008 года.

Бюджет муниципального образования формируется на основе прогноза социально-экономического развития муниципального образования, который органы местного самоуправления должны подготовить и представить для рассмотрения депутатов местных советов (для муниципальных образований с числом жителей, обладающих избирательным правом, более 100 человек) или схода
граждан (для муниципальных образований с числом жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек).

 

6. Просим дать разъяснение главы 8 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" в части статьи 50 "Муниципальное имущество". В частности, в частях 2-4 данной статьи перечисляется имущество, которое может находиться в собственности муниципальных образований, предназначенное для решения установленных указанным Федеральным законом вопросов местного значения. Вызывает тревогу то, что в данных частях статьи 50 не говорится ни слова об имуществе, предназначенном для организации торговой деятельности и бытового обслуживания населения. Означает ли это, что все муниципальное, имущество, занятое в настоящее время магазинами и пунктами бытового обслуживания должно быть перепрофилировано (изменено целевое назначение имущества), либо отчуждено, как предписывает часть 5 статьи 50.

 

К вопросам местного значения муниципальных образований всех типов относится создание условий для обеспечения жителей соответствующих муниципальных образований услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания (п. 10 статьи 14, п. 18 статьи 15, п. 15 статьи 16 ФЗ № 131-ФЗ).

В соответствии с концепцией ФЗ № 131-ФЗ для решения указанных вопросов местного значения в собственности муниципальных образований должно находиться соответствующее имущество. Однако в перечне видов имущества, приведенного в статье 50 ФЗ № 131-ФЗ, данные виды имущества не предусмотрены.

В связи с этим, как правило, имущество, предназначенное для обеспечения жителей поселений (муниципальных районов, городских округов) услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания, должно быть перепрофилировано или отчуждено на основании части 5 статьи 50 вышеназванного Федерального закона.

Однако в случае, если муниципальное имущество, предназначенное для создания условий по обеспечению жителей поселений (муниципальных районов, городских округов) услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания, закрепляется за муниципальными предприятиями при необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач, в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам (в соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона от 14 ноября 2002г. № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"), указанное имущество не подлежит перепрофилированию или отчуждению.

Обусловлено это и тем, что на основании пункта 3 части 1 статьи 50 ФЗ № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, имущество, предназначенное для обеспечения деятельности работников муниципальных предприятий и учреждений.

Во всех иных случаях, когда не создаются муниципальные предприятия по обеспечению жителей поселений (муниципальных районов, городских округов) услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания по минимальным ценам, а также наличия имущества, не предназначенного для обеспечения деятельности работников муниципальных предприятий и учреждений, соответствующее муниципальное имущество подлежит перепрофилированию либо отчуждению. При этом следует иметь ввиду, что приватизация муниципального имущества, предназначенного для обеспечения жителей поселений (муниципальных районов, городских округов) услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания, приведет к повышению эффективности его использования и позволит увеличить доходную часть местных бюджетов (часть 3 статьи 51 ФЗ № 131-ФЗ).


7. Как осуществляется муниципальный заказ?

 

Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальный заказ оплачивается за счет средств местного бюджета. Размещение муниципального заказа осуществляется на конкурсной основе, за исключением случаев, когда размещение муниципального заказа осуществляется путем запроса котировок цен на товары, работы и услуги, или когда эти товары и услуги предоставляется только одним исполнителем.

Порядок формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа устанавливается уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов честного самоуправления в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Комитет по вопросам местного самоуправления Совета Федерации Российской Федерации.
Председатель комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Киричук С.М.
Основная цель реформы - сделать так, что бы мы жили не по указаниям сверху, а по закону. Местное самоуправление - это наша, народная власть, которая призвана решать насущные проблемы людей.
Комитет ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.
Председатель комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Кидяев В.Б.
Верю, новый закон будет работать и принесёт стране и людям пользу. Пересутсройство местной власти обернётся тем, что во всех регионах в нее придут энергичные, грамотные, заинтересованные в лучшем устройстве.
Министерство регионального развития Российской Федерации.
Министр регионального развития Российской Федерации Слюняев И.Н.
Нужно создавать чёткие и ясные правила вложения средств, понятные инвестору, на уровне регионов необходимо обеспечить все условия для беспрепятственного вложения инвестиций.
База муниципальных образований России

  • Всего в базе данных 11439 органов местного самоуправления.
  • 83 региона России.
  • Ф.И.О. руководителей, адреса, телефоны, e-mail.

 
 
Мнения
Глава Ульяновска Марина Беспалова: "Решение проблем ЖКХ"
 

Деятельность предприятий ЖКХ давно уже стала одной из самых острых социально-экономических и, пожалуй, политических проблем большинства регионов России.

Персона
Глава города Нижний Новгород Олег Сорокин
 

Олег Валентинович Сорокин родился 15 ноября 1967 года в Горьком, в семье студентов медицинского института. Сегодня Олег Валентинович – почётный гражданин города Семёнова.

База МСУ России

 

Всего в базе данных 11234 органов местного самоуправления.

83 региона России.

Ф.И.О. руководителей, адреса, телефоны, e-mail.

Опрос

Федеральный закон "Об общественном (гражданском) контроле в Российской Федерации"


 
Интервью
Стелла Штань: "Политикам-мужчинам прощается многое".
 

Политика была исключительно мужским занятием на протяжении долгих И когда женщина в этой сфере – явление отнюдь не новое, в основе образа все же лежит принадлежность к мужском

Регион
Сахалинская область
 
Сахалинская область - единственный регион в России, расположенный на островах. В ее состав входят остров Сахалин с прилегающими небольшими островами Монерон и Тюлений, а также Курильские острова, включающие в себя 56 островов. О
Видео
Видеосюжет
 

Рейд по неблагополучным семьям представителей администрации города Саратова. © Пресс-агентство "Информцентр"

Всё видео

 
Архив
Ноябрь - 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Партнеры
Консультации