Консультационный кабинет

1. Имеют ли право избиратели отозвать депутата представительного органа местного самоуправления или главу местного самоуправления и какова процедура отзыва?

 

В отличие от депутатов Государственной Думы Российской Федерации и депутатов законодательных органов государственной власти субъектов Федерации депутат представительного органа муниципального образования может быть отозван своими избирателями. Также может быть отозвано и любое другое выборное должностное лицо местного самоуправления, в том числе и глава муниципального образования.

Отзыв производится по инициативе населения. Порядок отзыва устанавливается Федеральным законом и законом субъекта Федерации для проведения местного референдума. Поэтому проведение отзыва проходит те же стадии, что и проведение референдуме.

Отзыв депутата осуществляется путем отдельно организуемого голосования. Голосование отличается от референдума тем, что оно проводится в связи с частными случаями в его решение реализуется однократно, тогда как решение референдума носит более общий и длительный характер.

Местные власти самостоятельно в уставе муниципального образования определяют перечень оснований и процедуру отзыва депутата или выбранного должностного лица при соблюдении требований и ограничений, изложенных в Федеральном законе. Таких ограничений несколько.

Первое - основанием отзыва могут служить только конкретные противоправные решения, действия (или бездействия) данного выборного лица, подтвержденные судом.

Второе - в процедуре отзыва должна быть предоставлена возможность для выборного лица объяснить избирателям свои действия.

Третье — отзыв считается состоявшимся, если за него проголосовало не менее половины избирателей муниципального образования (избирательного округа).

Население не вправе отозвать главу местной администрации, если он был нанят по контракту. В данном случае полномочия главы местной администрации могут быть прекращены, в частности, путем расторжения контракта или отрешения его от должности.

Контракт с главой местной администрации может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления:

— представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения;

— высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) — в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

 

2. Какова роль граждан в изменении границ или преобразовании муниципального образования?

 

Изменение границ муниципальных образований вопрос сложный и, зачастую, прямо затрагивающий интересы населения. Один из наиболее распространенных примеров (когда возникает вопрос об изменении границ муниципалитетов) если рядом с крупным поселением соседствует небольшой населенный пункт, относящийся к другому поселению, в таких случаях очень часто жители этого населенного пункта работают на предприятиях и в организациях более крупного поселения, пользуются его транспортом, поликлиниками и больницами, их дети ходят в школы этого муниципалитета и т.д. То есть жители участвуют в непосредственной жизнедеятельности соседнего муниципалитета. Поэтому включение такого населенного пункта в состав более крупного в ряде случаев может быть целесообразным и желательным со стороны его жителей.

Другим явлением, также достаточно распространенным, которое может быть причиной изменения границ или преобразования муниципалитета, - является значительное сокращение численности населения муниципалитета. (Преобразованием является объединение и разделение двух или более муниципалитетов (поселений или районов), а также изменение статуса города с городского поселения на городской округ и наоборот). Вместе с тем стабильность границ муниципальных образований является одним из принципов местного самоуправления, поэтому Федеральным законом установлено, что сокращение численности менее чем на 50% не может быть основанием для изменения границ муниципалитета со стороны органов местного самоуправления или государственной власти. Более того, законом не предусмотрена ликвидация муниципального образования, а только его преобразование путем разделения или включение в состав другого муниципалитета.

Непосредственное участие населения в вопросе изменения границ или преобразования муниципалитета происходит путем голосования. Характерной особенностью голосования по вопросам изменения границ или преобразования муниципалитетов является то, что в данном случае не существует запрета на агитацию со стороны органов государственной власти и местного самоуправления или отдельных должностных лиц.

Инициаторами изменений границ или преобразования муниципалитета может выступать как само население, так и органы местного самоуправления или органы государственной власти.

По Федеральному закону не каждый случай изменения границ или преобразования муниципалитета требует непосредственного согласия его жителей, В ряде случаев мнение жителей учитывается путем голосования депутатов представительного органа местного самоуправления. Например, если изменения границ не затрагивают населенные участки муниципальных образований.

В случаях, когда необходимо непосредственное волеизъявление жителей, организуется голосование. Непосредственно выраженное согласие населения обязательно требуется в тех случаях, когда речь идет, прежде всего, об изменении границ или преобразовании поселений:

— при включении территорий поселений в состав других районов или населенных пунктов в состав других поселений;

- при изменении статуса городского поселения — его повышения до уровня городского округа, или, наоборот, понижения статуса городского округа до уровня городского поселения.

При любом изменении статуса городского поселения (а также, если поселение включается в состав муниципального района) требуется и согласие населения муниципального района.

Порядок назначения и проведения голосования аналогичен порядку назначения и проведения местного референдума. Это значит, что если инициатором является население, то инициативная группа должна собрать не менее 5% подписей за проведение голосования по изменению границ или преобразованию.

Голосование считается состоявшимся, если в нем участвовало более половины избирателей муниципалитета. Успешным оно признается, если за указанные изменения высказались более половины проголосовавших. Итоги голосования подлежат опубликованию.

Последнее слово остается за региональными властями, так как изменение границ или преобразование муниципалитета окончательно оформляются законом субъекта Федерации.

Разделы
 
Консультационный кабинет
|Формы непосредственного участия населения

1. Имеют ли право избиратели отозвать депутата представительного органа местного самоуправления или главу местного самоуправления и какова процедура отзыва?

 

В отличие от депутатов Государственной Думы Российской Федерации и депутатов законодательных органов государственной власти субъектов Федерации депутат представительного органа муниципального образования может быть отозван своими избирателями. Также может быть отозвано и любое другое выборное должностное лицо местного самоуправления, в том числе и глава муниципального образования.

Отзыв производится по инициативе населения. Порядок отзыва устанавливается Федеральным законом и законом субъекта Федерации для проведения местного референдума. Поэтому проведение отзыва проходит те же стадии, что и проведение референдуме.

Отзыв депутата осуществляется путем отдельно организуемого голосования. Голосование отличается от референдума тем, что оно проводится в связи с частными случаями в его решение реализуется однократно, тогда как решение референдума носит более общий и длительный характер.

Местные власти самостоятельно в уставе муниципального образования определяют перечень оснований и процедуру отзыва депутата или выбранного должностного лица при соблюдении требований и ограничений, изложенных в Федеральном законе. Таких ограничений несколько.

Первое - основанием отзыва могут служить только конкретные противоправные решения, действия (или бездействия) данного выборного лица, подтвержденные судом.

Второе - в процедуре отзыва должна быть предоставлена возможность для выборного лица объяснить избирателям свои действия.

Третье — отзыв считается состоявшимся, если за него проголосовало не менее половины избирателей муниципального образования (избирательного округа).

Население не вправе отозвать главу местной администрации, если он был нанят по контракту. В данном случае полномочия главы местной администрации могут быть прекращены, в частности, путем расторжения контракта или отрешения его от должности.

Контракт с главой местной администрации может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления:

— представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения;

— высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) — в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

 

2. Какова роль граждан в изменении границ или преобразовании муниципального образования?

 

Изменение границ муниципальных образований вопрос сложный и, зачастую, прямо затрагивающий интересы населения. Один из наиболее распространенных примеров (когда возникает вопрос об изменении границ муниципалитетов) если рядом с крупным поселением соседствует небольшой населенный пункт, относящийся к другому поселению, в таких случаях очень часто жители этого населенного пункта работают на предприятиях и в организациях более крупного поселения, пользуются его транспортом, поликлиниками и больницами, их дети ходят в школы этого муниципалитета и т.д. То есть жители участвуют в непосредственной жизнедеятельности соседнего муниципалитета. Поэтому включение такого населенного пункта в состав более крупного в ряде случаев может быть целесообразным и желательным со стороны его жителей.

Другим явлением, также достаточно распространенным, которое может быть причиной изменения границ или преобразования муниципалитета, - является значительное сокращение численности населения муниципалитета. (Преобразованием является объединение и разделение двух или более муниципалитетов (поселений или районов), а также изменение статуса города с городского поселения на городской округ и наоборот). Вместе с тем стабильность границ муниципальных образований является одним из принципов местного самоуправления, поэтому Федеральным законом установлено, что сокращение численности менее чем на 50% не может быть основанием для изменения границ муниципалитета со стороны органов местного самоуправления или государственной власти. Более того, законом не предусмотрена ликвидация муниципального образования, а только его преобразование путем разделения или включение в состав другого муниципалитета.

Непосредственное участие населения в вопросе изменения границ или преобразования муниципалитета происходит путем голосования. Характерной особенностью голосования по вопросам изменения границ или преобразования муниципалитетов является то, что в данном случае не существует запрета на агитацию со стороны органов государственной власти и местного самоуправления или отдельных должностных лиц.

Инициаторами изменений границ или преобразования муниципалитета может выступать как само население, так и органы местного самоуправления или органы государственной власти.

По Федеральному закону не каждый случай изменения границ или преобразования муниципалитета требует непосредственного согласия его жителей, В ряде случаев мнение жителей учитывается путем голосования депутатов представительного органа местного самоуправления. Например, если изменения границ не затрагивают населенные участки муниципальных образований.

В случаях, когда необходимо непосредственное волеизъявление жителей, организуется голосование. Непосредственно выраженное согласие населения обязательно требуется в тех случаях, когда речь идет, прежде всего, об изменении границ или преобразовании поселений:

— при включении территорий поселений в состав других районов или населенных пунктов в состав других поселений;

- при изменении статуса городского поселения — его повышения до уровня городского округа, или, наоборот, понижения статуса городского округа до уровня городского поселения.

При любом изменении статуса городского поселения (а также, если поселение включается в состав муниципального района) требуется и согласие населения муниципального района.

Порядок назначения и проведения голосования аналогичен порядку назначения и проведения местного референдума. Это значит, что если инициатором является население, то инициативная группа должна собрать не менее 5% подписей за проведение голосования по изменению границ или преобразованию.

Голосование считается состоявшимся, если в нем участвовало более половины избирателей муниципалитета. Успешным оно признается, если за указанные изменения высказались более половины проголосовавших. Итоги голосования подлежат опубликованию.

Последнее слово остается за региональными властями, так как изменение границ или преобразование муниципалитета окончательно оформляются законом субъекта Федерации.

Комитет по вопросам местного самоуправления Совета Федерации Российской Федерации.
Председатель комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Киричук С.М.
Основная цель реформы - сделать так, что бы мы жили не по указаниям сверху, а по закону. Местное самоуправление - это наша, народная власть, которая призвана решать насущные проблемы людей.
Комитет ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.
Председатель комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Кидяев В.Б.
Верю, новый закон будет работать и принесёт стране и людям пользу. Пересутсройство местной власти обернётся тем, что во всех регионах в нее придут энергичные, грамотные, заинтересованные в лучшем устройстве.
Министерство регионального развития Российской Федерации.
Министр регионального развития Российской Федерации Слюняев И.Н.
Нужно создавать чёткие и ясные правила вложения средств, понятные инвестору, на уровне регионов необходимо обеспечить все условия для беспрепятственного вложения инвестиций.
База муниципальных образований России

  • Всего в базе данных 11439 органов местного самоуправления.
  • 83 региона России.
  • Ф.И.О. руководителей, адреса, телефоны, e-mail.

 
 
Мнения
Глава Ульяновска Марина Беспалова: "Решение проблем ЖКХ"
 

Деятельность предприятий ЖКХ давно уже стала одной из самых острых социально-экономических и, пожалуй, политических проблем большинства регионов России.

Персона
Глава города Нижний Новгород Олег Сорокин
 

Олег Валентинович Сорокин родился 15 ноября 1967 года в Горьком, в семье студентов медицинского института. Сегодня Олег Валентинович – почётный гражданин города Семёнова.

База МСУ России

 

Всего в базе данных 11234 органов местного самоуправления.

83 региона России.

Ф.И.О. руководителей, адреса, телефоны, e-mail.

Опрос

Федеральный закон "Об общественном (гражданском) контроле в Российской Федерации"


 
Интервью
Стелла Штань: "Политикам-мужчинам прощается многое".
 

Политика была исключительно мужским занятием на протяжении долгих И когда женщина в этой сфере – явление отнюдь не новое, в основе образа все же лежит принадлежность к мужском

Регион
Республика Бурятия
 
Республика Бурятия образована 30 мая г 1923 г ., как Бурят-Монгольская АССР, с г 1958 г. преобразована в Бурятскую АССР, и лишь с г 1992 г . Числится на карте России как Республика Бурятия Административный центр - горо
Видео
Видеосюжет
 

Рейд по неблагополучным семьям представителей администрации города Саратова. © Пресс-агентство "Информцентр"

Всё видео

 
Архив
Ноябрь - 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Партнеры
Консультации