Консультационный кабинет

1. В целях реализации Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации разработаны законы о статусе и границах муниципальных образований. Просим дать разъяснение - может ли административный центр одного муниципального образования находиться на территории другого муниципального образования?

 

В соответствии с ФЗ № 131-ФЗ административный центр - населенный пункт, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации находится представительный орган муниципального образования. Административный центр устанавливается для сельских поселений, состоящих из нескольких населенных пунктов, и для муниципальных районов.

Вопрос о расположении представительного органа одного муниципального образования на территории другого может возникнуть в том случае, когда существует целесообразность расположения представительного органа муниципального района на территории города, являющегося городским округом. ФЗ № 131-ФЗ не содержит норм, которые ограничивали бы такую возможность.

 

2. Что считать преобразованием муниципальных образований и изменением границ муниципального образования?

 

Преобразование муниципальных образований - это объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.

Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерация, федеральных органов государственной власти в соответствии с ФЗ № 131-ФЗ.

При объединении двух и более поселений без изменения границ иных муниципальных образований необходимо согласие населения каждого из поселений, выраженного путем голосования, либо на сходах граждан в муниципальных образованиях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек.

Объединение двух и более муниципальных районов без изменения границ иных муниципальных образований осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами каждого из объединяемых муниципальных районов.

В случае разделения поселения на два и более поселений требуется согласие населения каждого из образуемых поселений, выраженного путем голосования, либо на сходах граждан в муниципальных образованиях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек.

При разделении муниципального района учет мнения населения выражается представительным органом муниципального района.

Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти.

Если с инициативой об изменении границ выступает население, то вопрос этот решается через местный референдум. Если же такая инициатива исходит от органов местного самоуправления или органов государственной власти, то это оформляется специальными решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.

Обязательным условием изменения границ муниципального образования является согласие на это населения. Например, при отнесении территории населенного пункта одного муниципального района к территории другого муниципального района требуется согласие населения этого населенного пункта, которое выражается через голосование (на сходе граждан в муниципальных образованиях с численностью жителей не более 100 человек) с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов.

При отнесении территории отдельного населенного пункта одного поселения к территории другого поселения требуется согласие населения данного населенного пункта (на сходе граждан в муниципальных образованиях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек), выраженного путем голосования, с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений.

В случае если изменение границ муниципальных районов не влечет отнесения территорий поселений, входящих в состав одного муниципального района, к территории другого муниципального района, такое изменение осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органам и соответствующих муниципальных.

Если изменение границ поселений не влечет отнесения территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов одного поселения к территории другого поселения, то такое изменение границ поселений осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих поселений.

 

3. Каким образом принимается Устав муниципального образования и каково его содержание?

 

Устав муниципального образования, а также решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов. Они имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
Устав принимается представительным органом муниципального образования большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа. В поселениях, где число жителей не превышает 100 человек, обладающих активным избирательным правом, устав принимается на сходе граждан.

Проект устава, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений в устав необходимо опубликовать (обнародовать). Одновременно необходимо опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту устава, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

Устав муниципального образования, а также решение представительного органа о внесении в него изменений, должен пройти государственную регистрацию.

Согласно ФЗ № 131-ФЗ в уставе муниципального образования должны быть закреплены следующие положения: наименование муниципального образования; перечень вопросов местного значения; формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления; структура и порядок формирования органов местного самоуправления; наименования и полномочия выборных в иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления; виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов; срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания в порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц; виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления; порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации; порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

 

4. Каким образом могут быть приняты муниципальные правовые акты?

 

Муниципальный правовой акт - это решение, принятое непосредственно населением муниципального образования, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральным законами и законами субъектов Российской Федерации. Оно оформляется документально и обязательно для исполнения на территории муниципального образования.

Муниципальные правовые акты можно разделить на две группы:

нормативные правовые акты;

правоприменительные акты.

К нормативным правовым актам относятся все муниципальные акты, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.

К правоприменительным актам относятся акты, направленные на реализацию (выполнение) норм, определенных муниципальными актами нормативного характера.

В представительный орган муниципального образования проекты муниципальных правовых актов могут вноситься:

— депутатами представительного органа муниципального образования;

— главой муниципального образования;

— иными выборными органами местного самоуправления; главой местной администрации;

— органами территориального общественного самоуправления;

— инициативными группами граждан;

— иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования в порядке, установленном актом представительного органа.

Нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, направленные на установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.

Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования.

Если глава муниципального образования является и главой местной администрации (то есть, избран населением), то он имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования.

Председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа вне зависимости от того, является он главой муниципального образования или нет.

Глава муниципального образования, являющийся главой местной администрации, издает постановления и распоряжения по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения по вопросам организации работы местной администрации.

Другие должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, которые относятся к их полномочиям уставом муниципального образования.

Порядок вступления в силу и порядок муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования. Исключение составляют муниципальные акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах. Они вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Все муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию (обнародованию) и вступают в силу только после их официального опубликования (обнародования).

 

5. Пункт 3 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования. Согласно пункту 6 статьи 73 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение, принятое на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения соответственно на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, но не ранее чем через два года после его принятия либо признано недействительным (недействующим) в судебном порядке. В случае принятия на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме нормативного правового акта он может быть изменен в порядке, установленном указанным нормативным правовым актом. Если данный порядок не установлен, изменения могут быть также внесены в порядке, предусмотренном для внесения изменений в соответствующий нормативный акт, но не ранее чем через пять лет со дня принятия соответствующего решения на референдуме.

Действующий в настоящее время Устав города был принят на городском референдуме. В соответствии со статьей 67 Устава города принятие Устава города, внесение в него изменений и дополнений производятся населением на референдуме или городской Думой квалифицированным большинством (2/3 голосов от числа избранных депутатов), кроме главы 1 и статьи 23, по которым необходимо решение референдума.

В связи с этим прошу разъяснить, может ли городская Дума в целях приведения в соответствие с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принять новый Устав города и признать утратившей силу предыдущую редакцию Устава города или для этого требуется проведение городского референдума?

 

Принятие Устава города, внесение в него изменений и дополнений производятся населением на референдуме или городской Думой квалифицированным большинством (2/3 голосов от числа избранных депутатов), кроме главы 1 и статьи 23, по которым необходимо решение референдума (за исключением случаев приведения Устава города в соответствие с действующим законодательством).

При принятии новой редакции устава муниципального образования должна быть соблюдена процедура его утверждения в соответствии со статьей 44 ФЗ № 131-ФЗ, где указано, что проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию). С учетом предложений по проектам данных документов, а также порядку участия граждан в его обсуждении представительный орган города принимает соответствующее решение.

Из этого следует, что городская Дума в целях приведения в соответствие с ФЗ № 131-ФЗ может принять новый Устав города с учетом соответствующих процедур. При этом необходимо учесть, что до принятия нового устава города должны быть приняты и вступить в силу изменения в Устав города, приводящие в соответствие с Федеральным законом положения Устава о численности депутатов представительного органа муниципального образования, а также о порядке избрания (назначения) и полномочиях главы муниципального образования (часть 2 статьи 84 ФЗ № 131-ФЗ).

 

6. Какие муниципальные правовые акты принимаются представительным органом муниципального образования?

 

Представительный орган муниципального образования наделен правом принимать следующие нормативные правовые акты:

1) решения об уставе муниципального образования;

2) решения о местном бюджете и отчете о его исполнении;

3) решения о местных налогах и сборах, о налоговых ставках по местным налогам и сборам;

4) решения о планах и программах развития муниципального образования, отчеты об их исполнении;

5) решения о порядке управления и распоряжении имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) решения о порядке принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

7) решения о порядке участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) решения о порядке материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) решения о положении об официальных символах и порядке их официального использования;

10) решения о порядке реализации правотворческой инициативы граждан;

11) решения о порядке регистрации устава территориального общественного самоуправления;

12) решения о порядке организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условиях и порядке выделения необходимых средств из местного бюджета;

13) решения о порядке организации и проведения публичных слушаний;

14) решения о порядке назначения и проведения собрания граждан, а также полномочиях собрания граждан;

15) решения о порядке назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов), избрания делегатов;

16) решения о порядке назначения и проведения опроса граждан;

17) решения о порядке и сроках рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления;

18) решения о порядке проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации;

19) решения об условиях контракта для главы местной администрации в части, касающейся исполнения вопросов местного значения;

20) решения о структуре местной администрации;

21) решения о порядке внесения в представительный орган муниципального образования проектов муниципальных правовых актов, перечне и форме прилагаемых к ним документов;

22) решения о перечне находящегося в собственности муниципального образования имущества, предназначенного для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений;

23) решения о порядке и условиях приватизации муниципального имущества;

24) решения о порядке ведения реестра расходных обязательств муниципального образования;

25) решения о порядке формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа;

26) решения о размерах части прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов, и осуществления иных обязательных платежей, относящейся к собственным доходам местного бюджета;

27) решения о порядке привлечения заемных средств муниципальных образованием, а также другие муниципальные акты.

Право на принятие таких правовых актов не является обязанностью представительного органа муниципального образования, однако при возникновении рассматриваемого вопроса принятие решения остается именно за представительным органом муниципального образования.


7. Какие иные муниципальные правовые акты должны быть приняты органами местного самоуправления?

 

Как показывает анализ федерального законодательства, органы местного самоуправления, в зависимости от статуса муниципального образования, должны принять муниципальные нормативные правовые акты, которые необходимы для решения вопросов местного значения.

Следует отметить, что Федеральный закон, устанавливая полномочия органов местного самоуправления в различных сферах общественных отношений, не определил конкретный орган, принимающий тот или иной муниципальный правовой акт. Поэтому такое разграничение должно быть проведено органами местного самоуправления самостоятельно и закреплено в уставе каждого муниципального образования.

В сфере экономики органам местного самоуправления следует установить порядок составления, рассмотрения и реализации комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований.

В сфере бюджетных отношений органам местного самоуправления следует установить:

1) порядок составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;

2) порядок предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, а также принять иные акты.

В сфере водных отношений органам местного самоуправления следует принять:

1) муниципальный правовой акт, устанавливающий места, где запрещены забор воды для питьевого и хозяйственно бытового водоснабжения, купание, плавание на маломерных плавательных средствах, водопой скота, а также определяют иные условия общего водопользования на водных объектах;

2) муниципальный правовой акт, определяющий условия общего водопользования на обособленных водных объектах, находящихся в муниципальной собственности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда;

3) муниципальный правовой акт, устанавливающий места использования водных объектов для массового отдыха, туризма с соблюдением требований охраны жизни людей на воде, определяемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также иные акты.

В сфере жилищных отношений органам местного самоуправления поселений и городских округов необходимо утвердить:

1) порядок ведения учета муниципального жилищного фонда;

2) порядок предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;

3) порядок перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения;

4) порядок признания жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;

5) норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма;

6) учетную норму;

7) порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности муниципального образования, а также другие акты.

По вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органам местного самоуправления необходимо установить:

1) порядок оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

2) порядок создания и использования резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в целях экстренного привлечения необходимых средств, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также ряд иных актов.

По вопросам обеспечения мер пожарной безопасности органам местного самоуправления необходимо принять:

1) муниципальный правовой акт, определяющий вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов;

2) муниципальный правовой акт, определяющий цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны;

3) муниципальный правовой акт о мерах пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований.

В сфере культуры органам местного самоуправления поселений и городских округов необходимо принять муниципальные правовые акты:

1) о создании условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры;

2) об охране и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения;

3) устанавливающие порядок установления льгот для организаций культуры, находящихся в ведении органов местного самоуправления.

В сфере физической культуры и спорта органам местного самоуправления необходимо:

1) принять программы развития физической культуры и спорта, создающие условия для занятий физической культурой граждан по месту жительства и в местах массового отдыха;

2) определить порядок содержания физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, их ремонта, организации спортивно-массовых мероприятий, оплаты труда работников.

По вопросам градостроительной деятельности:

1) органам местного самоуправления поселений необходимо принять муниципальный правовой акт об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования поселений, а также акт о правилах землепользования и застройки поселений;

2) органам местного самоуправления муниципальных районов необходимо принять муниципальные правовые акты об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования межселенных территорий, об утверждении документов территориального планирования муниципальных районов, об утверждении правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий, о порядке ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях муниципальных районов;

3) органам местного самоуправления городских округов необходимо принять муниципальные правовые акты об утверждении документов территориального планирования городских округов, об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования городских округов, об утверждении правил землепользования и застройки городских округов, о порядке ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов, а также другие акты.

В сфере земельных отношений органам местного самоуправления необходимо принять:

1) муниципальный правовой акт о правилах землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований;

2) программы использования и охраны земель;

3) муниципальный правовой акт, устанавливающий предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства;

4) муниципальный правовой акт, устанавливающий максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами пункта 1 статьи 33 Земельного кодекса из земель, находящихся в собственности муниципальных образований;

5) муниципальный правовой акт о процедурах и критериях предоставления земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности и (или) в ведении органов местного самоуправления, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, а также ряд других актов.

По вопросам похоронного дела органам местного самоуправления следует принять:

1) муниципальный правовой акт, устанавливающий требования к качеству предоставляемых услуг по погребению согласно гарантированному перечню услуг по погребению;

2) муниципальный правовой акт о создании мест погребения на территории муниципального образования;

3) муниципальный правовой акт, устанавливающий санитарные и экологические требования к деятельности на местах погребения и правил содержания мест погребения;

4) муниципальный правовой акт о порядке деятельности общественных кладбищ, вероисповедальных кладбищ, воинских кладбищ (в случае нахождения в ведении органов местного самоуправления воинских кладбищу, о порядке деятельности крематориев;

5) муниципальный правовой акт об организации похоронного дела и другие акты.

Для регулирования общественных отношений в сфере образования органам местного самоуправления необходимо установить:

1) порядок утверждения устава муниципального образовательного учреждения;

2) порядок создания, порядок реорганизации и ликвидации муниципальных образовательных учреждений;

3) педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений размер денежной компенсации в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, другие акты.

В сфере здравоохранения органам местного самоуправления следует принять:

1) муниципальный правовой акт об организации первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, включая обеспечение указанных медицинских организаций лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, а также донорской кровью и ее компонентами, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов и скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), обеспечение ее доступности;

2) муниципальный правовой акт о порядке информирования населения, в том числе через средства массовой информации, о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и другие акты.

Предложенный перечень муниципальных актов содержит только наименования основных актов, которые должны быть приняты органами местного самоуправления.

Разделы
 
Консультационный кабинет
|Основные понятия

1. В целях реализации Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации разработаны законы о статусе и границах муниципальных образований. Просим дать разъяснение - может ли административный центр одного муниципального образования находиться на территории другого муниципального образования?

 

В соответствии с ФЗ № 131-ФЗ административный центр - населенный пункт, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации находится представительный орган муниципального образования. Административный центр устанавливается для сельских поселений, состоящих из нескольких населенных пунктов, и для муниципальных районов.

Вопрос о расположении представительного органа одного муниципального образования на территории другого может возникнуть в том случае, когда существует целесообразность расположения представительного органа муниципального района на территории города, являющегося городским округом. ФЗ № 131-ФЗ не содержит норм, которые ограничивали бы такую возможность.

 

2. Что считать преобразованием муниципальных образований и изменением границ муниципального образования?

 

Преобразование муниципальных образований - это объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.

Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерация, федеральных органов государственной власти в соответствии с ФЗ № 131-ФЗ.

При объединении двух и более поселений без изменения границ иных муниципальных образований необходимо согласие населения каждого из поселений, выраженного путем голосования, либо на сходах граждан в муниципальных образованиях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек.

Объединение двух и более муниципальных районов без изменения границ иных муниципальных образований осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами каждого из объединяемых муниципальных районов.

В случае разделения поселения на два и более поселений требуется согласие населения каждого из образуемых поселений, выраженного путем голосования, либо на сходах граждан в муниципальных образованиях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек.

При разделении муниципального района учет мнения населения выражается представительным органом муниципального района.

Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти.

Если с инициативой об изменении границ выступает население, то вопрос этот решается через местный референдум. Если же такая инициатива исходит от органов местного самоуправления или органов государственной власти, то это оформляется специальными решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.

Обязательным условием изменения границ муниципального образования является согласие на это населения. Например, при отнесении территории населенного пункта одного муниципального района к территории другого муниципального района требуется согласие населения этого населенного пункта, которое выражается через голосование (на сходе граждан в муниципальных образованиях с численностью жителей не более 100 человек) с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов.

При отнесении территории отдельного населенного пункта одного поселения к территории другого поселения требуется согласие населения данного населенного пункта (на сходе граждан в муниципальных образованиях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек), выраженного путем голосования, с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений.

В случае если изменение границ муниципальных районов не влечет отнесения территорий поселений, входящих в состав одного муниципального района, к территории другого муниципального района, такое изменение осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органам и соответствующих муниципальных.

Если изменение границ поселений не влечет отнесения территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов одного поселения к территории другого поселения, то такое изменение границ поселений осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих поселений.

 

3. Каким образом принимается Устав муниципального образования и каково его содержание?

 

Устав муниципального образования, а также решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов. Они имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
Устав принимается представительным органом муниципального образования большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа. В поселениях, где число жителей не превышает 100 человек, обладающих активным избирательным правом, устав принимается на сходе граждан.

Проект устава, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений в устав необходимо опубликовать (обнародовать). Одновременно необходимо опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту устава, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

Устав муниципального образования, а также решение представительного органа о внесении в него изменений, должен пройти государственную регистрацию.

Согласно ФЗ № 131-ФЗ в уставе муниципального образования должны быть закреплены следующие положения: наименование муниципального образования; перечень вопросов местного значения; формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления; структура и порядок формирования органов местного самоуправления; наименования и полномочия выборных в иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления; виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов; срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания в порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц; виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления; порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации; порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

 

4. Каким образом могут быть приняты муниципальные правовые акты?

 

Муниципальный правовой акт - это решение, принятое непосредственно населением муниципального образования, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральным законами и законами субъектов Российской Федерации. Оно оформляется документально и обязательно для исполнения на территории муниципального образования.

Муниципальные правовые акты можно разделить на две группы:

нормативные правовые акты;

правоприменительные акты.

К нормативным правовым актам относятся все муниципальные акты, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.

К правоприменительным актам относятся акты, направленные на реализацию (выполнение) норм, определенных муниципальными актами нормативного характера.

В представительный орган муниципального образования проекты муниципальных правовых актов могут вноситься:

— депутатами представительного органа муниципального образования;

— главой муниципального образования;

— иными выборными органами местного самоуправления; главой местной администрации;

— органами территориального общественного самоуправления;

— инициативными группами граждан;

— иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования в порядке, установленном актом представительного органа.

Нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, направленные на установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.

Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования.

Если глава муниципального образования является и главой местной администрации (то есть, избран населением), то он имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования.

Председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа вне зависимости от того, является он главой муниципального образования или нет.

Глава муниципального образования, являющийся главой местной администрации, издает постановления и распоряжения по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения по вопросам организации работы местной администрации.

Другие должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, которые относятся к их полномочиям уставом муниципального образования.

Порядок вступления в силу и порядок муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования. Исключение составляют муниципальные акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах. Они вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Все муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию (обнародованию) и вступают в силу только после их официального опубликования (обнародования).

 

5. Пункт 3 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования. Согласно пункту 6 статьи 73 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение, принятое на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения соответственно на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, но не ранее чем через два года после его принятия либо признано недействительным (недействующим) в судебном порядке. В случае принятия на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме нормативного правового акта он может быть изменен в порядке, установленном указанным нормативным правовым актом. Если данный порядок не установлен, изменения могут быть также внесены в порядке, предусмотренном для внесения изменений в соответствующий нормативный акт, но не ранее чем через пять лет со дня принятия соответствующего решения на референдуме.

Действующий в настоящее время Устав города был принят на городском референдуме. В соответствии со статьей 67 Устава города принятие Устава города, внесение в него изменений и дополнений производятся населением на референдуме или городской Думой квалифицированным большинством (2/3 голосов от числа избранных депутатов), кроме главы 1 и статьи 23, по которым необходимо решение референдума.

В связи с этим прошу разъяснить, может ли городская Дума в целях приведения в соответствие с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принять новый Устав города и признать утратившей силу предыдущую редакцию Устава города или для этого требуется проведение городского референдума?

 

Принятие Устава города, внесение в него изменений и дополнений производятся населением на референдуме или городской Думой квалифицированным большинством (2/3 голосов от числа избранных депутатов), кроме главы 1 и статьи 23, по которым необходимо решение референдума (за исключением случаев приведения Устава города в соответствие с действующим законодательством).

При принятии новой редакции устава муниципального образования должна быть соблюдена процедура его утверждения в соответствии со статьей 44 ФЗ № 131-ФЗ, где указано, что проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию). С учетом предложений по проектам данных документов, а также порядку участия граждан в его обсуждении представительный орган города принимает соответствующее решение.

Из этого следует, что городская Дума в целях приведения в соответствие с ФЗ № 131-ФЗ может принять новый Устав города с учетом соответствующих процедур. При этом необходимо учесть, что до принятия нового устава города должны быть приняты и вступить в силу изменения в Устав города, приводящие в соответствие с Федеральным законом положения Устава о численности депутатов представительного органа муниципального образования, а также о порядке избрания (назначения) и полномочиях главы муниципального образования (часть 2 статьи 84 ФЗ № 131-ФЗ).

 

6. Какие муниципальные правовые акты принимаются представительным органом муниципального образования?

 

Представительный орган муниципального образования наделен правом принимать следующие нормативные правовые акты:

1) решения об уставе муниципального образования;

2) решения о местном бюджете и отчете о его исполнении;

3) решения о местных налогах и сборах, о налоговых ставках по местным налогам и сборам;

4) решения о планах и программах развития муниципального образования, отчеты об их исполнении;

5) решения о порядке управления и распоряжении имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) решения о порядке принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

7) решения о порядке участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) решения о порядке материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) решения о положении об официальных символах и порядке их официального использования;

10) решения о порядке реализации правотворческой инициативы граждан;

11) решения о порядке регистрации устава территориального общественного самоуправления;

12) решения о порядке организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условиях и порядке выделения необходимых средств из местного бюджета;

13) решения о порядке организации и проведения публичных слушаний;

14) решения о порядке назначения и проведения собрания граждан, а также полномочиях собрания граждан;

15) решения о порядке назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов), избрания делегатов;

16) решения о порядке назначения и проведения опроса граждан;

17) решения о порядке и сроках рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления;

18) решения о порядке проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации;

19) решения об условиях контракта для главы местной администрации в части, касающейся исполнения вопросов местного значения;

20) решения о структуре местной администрации;

21) решения о порядке внесения в представительный орган муниципального образования проектов муниципальных правовых актов, перечне и форме прилагаемых к ним документов;

22) решения о перечне находящегося в собственности муниципального образования имущества, предназначенного для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений;

23) решения о порядке и условиях приватизации муниципального имущества;

24) решения о порядке ведения реестра расходных обязательств муниципального образования;

25) решения о порядке формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа;

26) решения о размерах части прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов, и осуществления иных обязательных платежей, относящейся к собственным доходам местного бюджета;

27) решения о порядке привлечения заемных средств муниципальных образованием, а также другие муниципальные акты.

Право на принятие таких правовых актов не является обязанностью представительного органа муниципального образования, однако при возникновении рассматриваемого вопроса принятие решения остается именно за представительным органом муниципального образования.


7. Какие иные муниципальные правовые акты должны быть приняты органами местного самоуправления?

 

Как показывает анализ федерального законодательства, органы местного самоуправления, в зависимости от статуса муниципального образования, должны принять муниципальные нормативные правовые акты, которые необходимы для решения вопросов местного значения.

Следует отметить, что Федеральный закон, устанавливая полномочия органов местного самоуправления в различных сферах общественных отношений, не определил конкретный орган, принимающий тот или иной муниципальный правовой акт. Поэтому такое разграничение должно быть проведено органами местного самоуправления самостоятельно и закреплено в уставе каждого муниципального образования.

В сфере экономики органам местного самоуправления следует установить порядок составления, рассмотрения и реализации комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований.

В сфере бюджетных отношений органам местного самоуправления следует установить:

1) порядок составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;

2) порядок предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, а также принять иные акты.

В сфере водных отношений органам местного самоуправления следует принять:

1) муниципальный правовой акт, устанавливающий места, где запрещены забор воды для питьевого и хозяйственно бытового водоснабжения, купание, плавание на маломерных плавательных средствах, водопой скота, а также определяют иные условия общего водопользования на водных объектах;

2) муниципальный правовой акт, определяющий условия общего водопользования на обособленных водных объектах, находящихся в муниципальной собственности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда;

3) муниципальный правовой акт, устанавливающий места использования водных объектов для массового отдыха, туризма с соблюдением требований охраны жизни людей на воде, определяемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также иные акты.

В сфере жилищных отношений органам местного самоуправления поселений и городских округов необходимо утвердить:

1) порядок ведения учета муниципального жилищного фонда;

2) порядок предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;

3) порядок перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения;

4) порядок признания жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;

5) норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма;

6) учетную норму;

7) порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности муниципального образования, а также другие акты.

По вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органам местного самоуправления необходимо установить:

1) порядок оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

2) порядок создания и использования резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в целях экстренного привлечения необходимых средств, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также ряд иных актов.

По вопросам обеспечения мер пожарной безопасности органам местного самоуправления необходимо принять:

1) муниципальный правовой акт, определяющий вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов;

2) муниципальный правовой акт, определяющий цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны;

3) муниципальный правовой акт о мерах пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований.

В сфере культуры органам местного самоуправления поселений и городских округов необходимо принять муниципальные правовые акты:

1) о создании условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры;

2) об охране и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения;

3) устанавливающие порядок установления льгот для организаций культуры, находящихся в ведении органов местного самоуправления.

В сфере физической культуры и спорта органам местного самоуправления необходимо:

1) принять программы развития физической культуры и спорта, создающие условия для занятий физической культурой граждан по месту жительства и в местах массового отдыха;

2) определить порядок содержания физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, их ремонта, организации спортивно-массовых мероприятий, оплаты труда работников.

По вопросам градостроительной деятельности:

1) органам местного самоуправления поселений необходимо принять муниципальный правовой акт об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования поселений, а также акт о правилах землепользования и застройки поселений;

2) органам местного самоуправления муниципальных районов необходимо принять муниципальные правовые акты об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования межселенных территорий, об утверждении документов территориального планирования муниципальных районов, об утверждении правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий, о порядке ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях муниципальных районов;

3) органам местного самоуправления городских округов необходимо принять муниципальные правовые акты об утверждении документов территориального планирования городских округов, об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования городских округов, об утверждении правил землепользования и застройки городских округов, о порядке ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов, а также другие акты.

В сфере земельных отношений органам местного самоуправления необходимо принять:

1) муниципальный правовой акт о правилах землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований;

2) программы использования и охраны земель;

3) муниципальный правовой акт, устанавливающий предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства;

4) муниципальный правовой акт, устанавливающий максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами пункта 1 статьи 33 Земельного кодекса из земель, находящихся в собственности муниципальных образований;

5) муниципальный правовой акт о процедурах и критериях предоставления земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности и (или) в ведении органов местного самоуправления, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, а также ряд других актов.

По вопросам похоронного дела органам местного самоуправления следует принять:

1) муниципальный правовой акт, устанавливающий требования к качеству предоставляемых услуг по погребению согласно гарантированному перечню услуг по погребению;

2) муниципальный правовой акт о создании мест погребения на территории муниципального образования;

3) муниципальный правовой акт, устанавливающий санитарные и экологические требования к деятельности на местах погребения и правил содержания мест погребения;

4) муниципальный правовой акт о порядке деятельности общественных кладбищ, вероисповедальных кладбищ, воинских кладбищ (в случае нахождения в ведении органов местного самоуправления воинских кладбищу, о порядке деятельности крематориев;

5) муниципальный правовой акт об организации похоронного дела и другие акты.

Для регулирования общественных отношений в сфере образования органам местного самоуправления необходимо установить:

1) порядок утверждения устава муниципального образовательного учреждения;

2) порядок создания, порядок реорганизации и ликвидации муниципальных образовательных учреждений;

3) педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений размер денежной компенсации в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, другие акты.

В сфере здравоохранения органам местного самоуправления следует принять:

1) муниципальный правовой акт об организации первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, включая обеспечение указанных медицинских организаций лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, а также донорской кровью и ее компонентами, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов и скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), обеспечение ее доступности;

2) муниципальный правовой акт о порядке информирования населения, в том числе через средства массовой информации, о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и другие акты.

Предложенный перечень муниципальных актов содержит только наименования основных актов, которые должны быть приняты органами местного самоуправления.

Комитет по вопросам местного самоуправления Совета Федерации Российской Федерации.
Председатель комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Киричук С.М.
Основная цель реформы - сделать так, что бы мы жили не по указаниям сверху, а по закону. Местное самоуправление - это наша, народная власть, которая призвана решать насущные проблемы людей.
Комитет ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.
Председатель комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Кидяев В.Б.
Верю, новый закон будет работать и принесёт стране и людям пользу. Пересутсройство местной власти обернётся тем, что во всех регионах в нее придут энергичные, грамотные, заинтересованные в лучшем устройстве.
Министерство регионального развития Российской Федерации.
Министр регионального развития Российской Федерации Слюняев И.Н.
Нужно создавать чёткие и ясные правила вложения средств, понятные инвестору, на уровне регионов необходимо обеспечить все условия для беспрепятственного вложения инвестиций.
База муниципальных образований России

  • Всего в базе данных 11439 органов местного самоуправления.
  • 83 региона России.
  • Ф.И.О. руководителей, адреса, телефоны, e-mail.

 
 
Мнения
Глава Ульяновска Марина Беспалова: "Решение проблем ЖКХ"
 

Деятельность предприятий ЖКХ давно уже стала одной из самых острых социально-экономических и, пожалуй, политических проблем большинства регионов России.

Персона
Глава города Нижний Новгород Олег Сорокин
 

Олег Валентинович Сорокин родился 15 ноября 1967 года в Горьком, в семье студентов медицинского института. Сегодня Олег Валентинович – почётный гражданин города Семёнова.

База МСУ России

 

Всего в базе данных 11234 органов местного самоуправления.

83 региона России.

Ф.И.О. руководителей, адреса, телефоны, e-mail.

Опрос

Федеральный закон "Об общественном (гражданском) контроле в Российской Федерации"


 
Интервью
Стелла Штань: "Политикам-мужчинам прощается многое".
 

Политика была исключительно мужским занятием на протяжении долгих И когда женщина в этой сфере – явление отнюдь не новое, в основе образа все же лежит принадлежность к мужском

Регион
Липецкая область
 
Липецкая область образована 6 января 1954 года. Расположена в Центральной части европейской территории России на пересечении важнейших транспортных магистралей страны, в км 400 км на юг от Москвы. Липецкая область граничит с
Видео
Видеосюжет
 

Рейд по неблагополучным семьям представителей администрации города Саратова. © Пресс-агентство "Информцентр"

Всё видео

 
Архив
Ноябрь - 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Партнеры
Консультации