Мнения

Вячеслав Тимченко: «Работа законодателей должна быть хирургически точной».

Вячеслав Тимченко: «Работа законодателей должна быть хирургически точной»

О том, какие изменения ожидает в ближайшее время муниципальное законодательство, «Губернскому деловому журналу» рассказал Председатель Комитета Госдумы РФ по вопросам местного самоуправления, Председатель Всероссийского Совета местного самоуправления Вячеслав ТИМЧЕНКО.

- Вячеслав Степанович, основной для российских муниципалов Закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» действует в полном объеме уже почти год. Но муниципальное законодательство еще нуждается в существенной доработке. Лишнее тому свидетельство - то, что в ФЗ-131 и ряд других законов, регламентирующих жизнь отечественных муниципалитетов, постоянно вносятся поправки и дополнения. Как долго еще будут продолжаться корректировки?

- Не будем забывать, что система местного самоуправления, к примеру, в европейских странах, складывалась на протяжении нескольких столетий. Современной российской нет и двух десятков лет. Но даже при этом мы можем констатировать: законодательное регулирование местного самоуправления разработано достаточно подробно, и тем, кто хочет, оно позволяет решать практически все вопросы. Главное, в чем, на мой взгляд, действительно нуждаются в настоящее время муниципалы – это стабильность законодательства и гарантии отсутствия масштабных изменений, которые могут привести к перестройке уже налаженной работы.

В этих условиях наша работа по совершенствованию, в первую очередь, базового 131-го закона должна носить выверенный и точечный характер. Устранять неточности, разрешать возникшие в реальной муниципальной практике вопросы мы должны хирургическими методами.

До конца 2009 года Госдума примет очередной пакет поправок в федеральное законодательство, регламентирующее сферу местного самоуправления. В стадии обсуждения два законопроекта: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Один, ФЗ № 223003-5, - в части совершенствования законодательства о местном самоуправлении, другой - ФЗ № 224115-5 - об отдельных вопросах администрирования региональных и местных налогов, а также совершенствования механизма предоставления финансовой помощи муниципальным образованиям.

- По-прежнему больше всего вопросов вызывает финансовое обеспечение местного самоуправления. Как вы оцениваете текущее состояние дел в этой сфере?

- Одна из ключевых проблем, на мой взгляд, связана с тем, что закрепленные на сегодняшний день за муниципалитетами доходы мало связаны с производственной деятельностью организаций, находящихся на территории муниципальных образований, что значительно снижает заинтересованность органов МСУ в развитии собственной налоговой базы и экономики муниципального образования.

Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований порождает иждивенческие настроения. К чему работать на привлечение финансовых средств на территорию, если можно преспокойно жить на субсидии и дотации из районных бюджетов и бюджетов субъектов?! Бесспорно, есть ряд определенных муниципальных образований, которым дотации жизненно необходимы. Им просто не заработать средств в местный бюджет, необходимых для нормального существования. Но, вместе с тем, есть муниципалитеты, которые хотят и могут зарабатывать, пытаются это делать, но ограничены действующим законодательством.

- Речь идет о невозможности муниципалитетов распоряжаться имуществом и землей?

- Совершенно верно. Законодательные ограничения здесь приводят к резкому сокращению возможностей для развития бизнеса на территориях муниципальных образований. Одним из самых сложных вопросов остается вопрос разграничения собственности на землю. Например, распоряжение земельными участками, право собственности на которые не разграничено, сплошь и рядом передается от областных центров в субъекты РФ, а от городских и сельских поселений - в муниципальные районы.

Возьмем, к примеру, город Брянск. Это достаточно крупное муниципальное образование, но даже у него зачастую не хватает реальных возможностей для формирования благоприятного инвестиционного климата. Более того, после того как решение практически всех вопросов, связанных с выделением земельных участков на территории города, перешло в ведение области, возможности муниципалитета еще больше сузились. Особенно если речь идет не о модернизации уже существующих производств, а о создании новых предприятий. Объективно оценивая сегодняшнюю ситуацию, необходимо признать: максимум, что может обещать муниципалитет создающему новое промышленное предприятие инвестору - это подведение к объекту новой дороги и подключение к водопроводной и водоотводящей сетям. Все остальные действия будут являться превышением полномочий или нецелевым расходованием бюджетных средств!

Строительство жилья или новых предприятий ведется на территории конкретных поселений. Между тем, в ряде субъектов земли в собственность поселений не переданы. Это негативно сказывается на налоговой базе поселений и не дает возможностей для развития экономики.

Кроме того, сегодня муниципалитеты фактически отстранены от процедур кадастровой оценки земли. Межевание, оформление земельных участков, присвоение им кадастровых номеров производится на уровне субъекта. Это в корне неверно, порождает огромные очереди в соответствующих инстанциях, ведет к неудобству жителей и предпринимателей.

Ситуация усугубляется тем, что в соответствии с ФЗ-131 в местной собственности остается только имущество, необходимое для осуществления соответствующих полномочий. Соответственно, свободных помещений, которые могли бы сдаваться в аренду, передаваться предпринимателям, остается все меньше. Да и сам процесс перераспределения имущества между уровнями публичной власти оказывается крайне сложным и затратным, что создает неопределенность и усложняет работу муниципалитетов.

- Есть ли, по-вашему, предпосылки к расширению полномочий муниципалитетов в сфере финансов?

- Для нас формирование стабильной доходной базы местных бюджетов остается важнейшим направлением развития МСУ. По этому пути мы идем пусть не быстро, но системно. Один из таких шагов - уже упомянутый мной законопроект ФЗ № 224115-5 «О внесении изменений…», который разработан совместными усилиями депутатов Государственной Думы - членов комитетов по вопросам местного самоуправления и по бюджету и налогам, Министерства финансов, Минрегиона, других заинтересованных ведомств и принят Государственной Думой в первом чтении.

В этом законопроекте предусмотрены изменения Бюджетного кодекса РФ, направленные на совершенствование механизмов предоставления финансовой помощи муниципальным образованиям, и определение новых источников пополнения доходов местных бюджетов. Если законопроект будет одобрен в нынешней редакции, бюджетный процесс в муниципальных образованиях будет зависеть от уровня финансовой самостоятельности органов местного самоуправления. Сегодня же практически все муниципалитеты оказались лишены права самостоятельно устанавливать оплату труда депутатам и муниципальным служащим, вводить дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан и решать другие вопросы, решение которых допускается только за счет собственных доходов, так как объем финансовой помощи составляет около 60 процентов от доходов местных бюджетов.

Кроме того, предлагается не включать в состав финансовой помощи, учитываемой при установлении названных ограничений, не только субвенции, но и межбюджетные трансферты на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения при передаче их либо от поселений муниципальным районам, либо наоборот в соответствии с соглашениями, заключенными между муниципальными образованиями. Осуществляется также корректировка механизма предоставления субсидий из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера. Уточняется порядок финансирования вопросов, решение которых отнесено не к полномочиям, а к праву органов МСУ.

Большое значение имеют предложения по улучшению администрирования при взимании земельного и транспортного налогов, налогов на имущество физических лиц. Например, предусматривается установление обязанности налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей - самостоятельно определять налоговую базу по земельному налогу не только в отношении земельных участков, фактически используемых ими в предпринимательской деятельности, но и в отношении участков, просто предназначенных для такой деятельности.

В настоящее время налоговая база по земельному налогу определяется по состоянию на 1 января каждого года и в случае приобретения земельного участка в течение года, налоговая база будет переопределяться лишь с 1 января следующего налогового периода, что приводит к уменьшению поступлений от земельного налога в местные бюджеты. В случае принятия законопроекта налоговые платежи будут поступать в местные бюджеты с момента возникновения права собственности.

Повторюсь, мы совершенно осознанно идем на то, что наши разработки носят точечный, выверенный характер. На наш взгляд, главное, в чем действительно нуждаются в настоящее время муниципалы, - это стабильность и умеренное совершенствование законодательства.

- На эффективность органов местного самоуправления большое влияние оказывают уровень и качество кадрового обеспечения. Как вы оцениваете квалификацию муниципальных управленцев?

- К сожалению, пока уровень квалификации кадров в ряде муниципалитетов недостаточен. По этой причине зачастую тормозится развитие экономической активности на местах: ведь работа с инвесторами и, тем более, составление стратегий социально-экономического развития муниципальных образований требует высокого профессионализма и специальных знаний. Как известно, с введением в действие 131-го Федерального закона возникло достаточно много новых муниципальных образований, руководители которых не имеют ни должных знаний, ни необходимого опыта. В связи с этим сейчас является очень важным решение вопросов, связанных с повышением квалификации - как глав муниципальных образований, так и специалистов администраций. Необходимо также решать вопросы привлечения на муниципальную службу молодых специалистов, создания системы мотивации для них на уровне сельских поселений. Хороший опыт в этой сфере есть у нас во Всероссийском совете местного самоуправления (ВСМС). В Совете постоянно формируется база данных о лидерах общественного мнения, профессионалах достойных для выдвижения в органы власти различного уровня. Думаю, шаг в том же направлении - сбор луч­ших практик муниципального администрирования, которые могут стать примером для внедрения успешных новаций в разных муниципалитетах. ВСМС к концу года подготовит доклад «Стратегия работы муниципальных образований в новых экономических условиях». В доклад войдут результаты мониторинга ситуации в муниципальных образованиях, в том числе на основе проводимого ВСМС антикризисного мониторинга, описание и комментарии реализации наиболее эффективных практик муниципального управления. Параллельно с работой над докладом, эксперты ВСМС намерены создать пособие - сборник лучших примеров по практикам управления, где мы представим «кейсы» успешно реализованных проектов.

Надеюсь, что немало перспективных проектов будет показано в рамках Второго инвестиционного Форума «Муниципальная Россия». Считаю, что такие масштабные площадки, которые помогают консолидации различных уровней власти, где демонстрируются наиболее эффективные решения муниципальных проблем, способствуют улучшению климата в российских муниципалитетах и экономическому развитию России. Ведь развитие страны, в первую очередь, основано на благополучии ее городов и поселков. Ради этого мы и работаем.

Источник: Губернский деловой журнал 2009 / №11 /

Еще Мнения
  Глава Ульяновска Марина Беспалова: "Решение проблем ЖКХ"
  Тимченко: Решать проблемы местного самоуправления надо системно.
  Селезнев Г.Н.: «Пора собирать Конституционное собрание».
  Тимченко: из текста послания ясно проглядывает личность самого Путина.
  Вячеслав Тимченко "Основные направления развития местного самоуправления и его основ в 2011 году"
 
 
Мнения
Глава Ульяновска Марина Беспалова: "Решение проблем ЖКХ"
 

Деятельность предприятий ЖКХ давно уже стала одной из самых острых социально-экономических и, пожалуй, политических проблем большинства регионов России.

Персона
Глава города Нижний Новгород Олег Сорокин
 

Олег Валентинович Сорокин родился 15 ноября 1967 года в Горьком, в семье студентов медицинского института. Сегодня Олег Валентинович – почётный гражданин города Семёнова.

База МСУ России

 

Всего в базе данных 11234 органов местного самоуправления.

83 региона России.

Ф.И.О. руководителей, адреса, телефоны, e-mail.

Опрос

Федеральный закон "Об общественном (гражданском) контроле в Российской Федерации"


 
Интервью
Стелла Штань: "Политикам-мужчинам прощается многое".
 

Политика была исключительно мужским занятием на протяжении долгих И когда женщина в этой сфере – явление отнюдь не новое, в основе образа все же лежит принадлежность к мужском

Регион
Орловская область
 
Орловская область расположена в центре Европейской части России. Была образована 27 сентября 1937. Орловская область относится к Центральному экономическому району и к Центральному Федеральному округу. Ведущие отрасли промышленн
Видео
Видеосюжет
 

Рейд по неблагополучным семьям представителей администрации города Саратова. © Пресс-агентство "Информцентр"

Всё видео

 
Архив
Ноябрь - 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Партнеры
Консультации